Рост Oil&Gas, ротация портфелей из Growth в Value + два слова о Яндексе.
Да, у нас одна из самых растущих недель за последние много месяцев на глобальном рынке, и, мне кажется, все инвестдома уже отметили, что это самый быстрый переток из компаний роста (Growth) в компании стоимости (Value).
Понятно, что для российского рынка новости о вакцине и переток из growth в value — это очень позитивный тренд. Как я уже говорил, наш рынок — один из самых (если не самый) глубоких value рынков в мире. Активы дешёвые, див. доходность высокая, и внезапно у всего мира интерес к value разворачивается.
Но давайте поговорим про отдельные компании. Кто больше всех отличился? Все заметили, что не только нефтянка выросла, газовые компании тоже росли, причём сильнее нефтянки. И особенно Новатек. Вопрос, естественно, почему так сильно выросли?
В четверг появилась новость о том, что Министерство энергетики разрабатывает стратегию развития газовых месторождений и очень форсирует их запуск, особенно Южно-Тамбейское месторождение. Почему форсирует? Потому что считает, что все проекты, запущенные после 2030 года, будут нерентабельны с точки зрения возврата на капитал, потому что Европа и весь мир в перспективе будут отказываться от углеводородов.
Хотя, на мой взгляд, это все пока похоже больше на утопию, но, конечно, рано или поздно случится. Как пример — уголь — его «хоронят» с 2000 годов, а доля его лишь немного сократилась за эти годы. Да, угольные компании, может быть, пострадали от этого с точки зрения привлечения капитала, но сами акционеры, мне кажется, чувствуют себя вполне комфортно. Тут аналогичная история.
Но почему это позитивно для Новатека? Потому что, скорее всего, под эту тему будут подтягиваться разные льготы и субсидии от государства. За счёт чего Новатек так перформит на длинном периоде? Основная причина в том, что у него фактически есть арбитраж на налогообложении: он добывает, по сути, почти нефть (а по факту — жирный газ), но налога НДПИ не платит. Потому что государство стремится развить СПГ, считает, что будущее за этим, а не за трубопроводным газом.
Трубопроводный газ взяли и отключили. Пример — Турция. Построили трубопровод, а они не покупают. Если бы у вас был СПГ (LNG), то корабль поплыл в Турцию, ну не взяла Турция, не проблема, отправим в Индонезию или ещё куда.
Конечно, деталей стратегии пока нет. Думаю, они появятся в 1 квартале следующего года. Но учитывая стоимость того же Газпрома в относительных метриках, а это 3 EV/EBIDTA, такие газовые компании ещё надо поискать, и вряд ли вы их найдете. Поэтому эта тема, возможно, будет очень сильно форсироваться рынком. И, скорее всего, эти льготы помогут и Новатеку, и Газпрому.
На чём растут все нефтяники?
Очевидно, на нефти, а точнее на ожидания по ней. Нужно понимать, что инвесторы сейчас совершенно точно прайсят историю будущего года, что цены на нефть вернутся к более высокому уровню. Возможно, многие понимают, что к концу следующего года мы действительно можем столкнуться чуть ли не с дефицитом и ценами под 60 долларов, на что есть причины. А если баррель будет по $60, то дивиденды у компаний нефтяного сектора будут совершенно иными. Покупать историю увеличения будущих дивидендов — очень логичная сделка, на мой взгляд.
Что делали в фондах?
Знаю от Эдуарда Харина, что в фонде «Баланс», как только тема по вакцинам вышла, он резал Яндекс и покупал всё, что value: Лукойл, Газпром и Татнефть. У него и так был перевес в value (если сравнивать с индексом), я писал об этом. Весь октябрь оценка рынком стоимости value компаний казалась совершенно неадекватной. Было ощущение, что рынок прайсил, что вакцина не появится никогда.