Российские металлурги в шоколаде
Сталь в мире сейчас стоит от 700 до 950 долларов за тонну, в зависимости от региона. Не так давно она была $450, а потом мы радовались, когда она перевалила за $500.
Если посчитать спот-дивиденды российских металлургов при текущей цене на сталь и курсе рубля, они космические: у некоторых компаний получается под 20%. Но это лишь текущая ситуация, она может меняться довольно быстро, сейчас объясню почему.
Если коротко, мы думаем, что дивидендов 20% мы не получим, потому что:
1) рубль с текущих позиций может укрепиться (мы верим);
2) сталь подешевеет, потому что предложение сбалансирует возросший спрос.
Но дивиденды выше 15% могут быть вполне.
Какие компании покупаем?
НЛМК (3,5% фонда «Баланс»), Северсталь (1,9% фонда) — абсолютно нормальные истории. У НЛМК и Северстали полная вертикальная интеграция бизнеса (например, в руде и в угле у Северстали), поэтому для них рост цен на сталь оказывает позитивное влияние на маржинальность.
У ММК (<1% фонда) не совсем так. Если сталь полетела наверх, но при этом внутренние цены отстают (как сейчас, сталь на внутреннем рынке $620 без НДС, а на внешнем дороже, до $950), им становится не очень комфортно. Потому что у вас сырьё (руда и уголь) растёт в цене, а компания не интегрированная, и, соответственно, себестоимость растёт.
Кстати, многие инвесторы ставят сейчас на то, что цены нормализуются и у нас сталь станет снова дороже мировой на ~15%, поэтому ММК сильно вырос. В фонде «Баланс» акций ММК менее 1%, то есть мы не очень разделяем эту уверенность рынка.
Почему выросла цена на сталь?
Резко вырос спрос со стороны Китая, их трейдеры стали заполнять стоки (набирать склады), потому что экономика возвращается в нормальное русло. К тому же цены на уголь и руду (сырьё для производства стали) выросли.
Напротив, производство снизилось. Многие производители стали сократили объёмы производства из-за ковида и локдаунов. А чтобы раскочегарить домну (доменную печь), нужно решение на уровне совета директоров, потому что это очень дорогой и небыстрый процесс, и сейчас они только начнут принимать решения, чтобы возвращаться на рынок.
Неизвестно, насколько сейчас спрос выше предложения (нет публичных данных по запасам, как по нефти и газу). Известно то, что спрос очень неэластичен, как и в нефти. Если спрос на нефть на 5% больше предложения, то цена на нефть может существенно вырасти. И тут может быть такая же история: спрос может быть на 5–10% больше, чем предложение, и цена улетела мгновенно с $500 до $700.
Может цена стали упасть назад? Может. Чтобы она упала назад, нужно, чтобы все трейдеры заполнили свои склады, чтобы рынок вновь стал сбалансированным. Сколько это займёт времени, пока сказать сложно.
Локальные риски
Не исключаем, что может быть какое-то регулирование цен стали в России сверху в случае восстановления арбитража (исторически цены на сталь в РФ выше общемировых на 10–15%), а это большой риск для отрасли (последний пример — взлёт цен на сахар). Поэтому за внутренними ценами на сталь и премией следим внимательно.
Текущая цена металлургов. Мы считаем, что в текущие цены металлургов рынок закладывает возвращение цен на сталь к $500–550 в течение 3–6 месяцев.
Поиграю сценариями
Если цена на сталь продержится на уровне $600+ хотя бы до середины следующего года, то сталевики нагенерят дополнительно к своей ебитде ещё 10–20% совершенно спокойно. Если они всё это пустят в дивиденды, то это будет очень приятно акционерам, див. доходность может составить под 15–17%.
Если цены на сталь будут $700, то Северсталь и НЛМК могут выплачивать дивиденды при текущем курсе рубля в районе 20% (ни мы, ни другие участники рынка этого не ждут).
Если сталь будет $500, то при текущем курсе они могут заплатить 11–13% по году.
А если $400? Тогда 3–7%. Сталь по $400 равносильна нефти по $30. Часто такое бывает? Нет. Сталь тоже не часто бывает $400. Дивиденды 3–7% — это worst case. https://telegra.ph/file/08be343a4febad2c45f42.png
466