Что мы знаем о Японии?
Собрал в пост разные сведения, которые нашёл, изучая вопрос «Как инвестируют японцы?». Получился салат из фактов — оставлю здесь.
- по соотношению объёма гос. долга к ВВП Япония находится на 1-ом месте в мире (239% или 9,9 трлн долл),
- японцы привыкли к тому, что завтра цены будут ниже, чем сегодня (дефляция с 1990 года),
- в 2016 году Абэ попытался стимулами заставить японцев тратить больше, и был даже небольшой всплеск инфляции, но потом снова пошла дефляция,
- потребление в верхушке общества в Японии заметно скромнее, чем в США и Западной Европе,
- возводят в добродетели усердие в труде и умеренность в быту,
- равнодушны к повседневной пище (все едят горячую лапшу — и топ менеджеры, и работяги),
- учат откладывать с детства (родители дарят деньги на дни рождения и просят откладывать),
- молодежь не уверена, что в будущем будет получать больше, поэтому копит,
- боятся, что из-за стагнации будет маленькая пенсия,
- средние зарплаты не растут с 1990 года,
- ставки по депозитам не превышали 1% с 1995 г., а сейчас равны 0,01-0,02%,
- платят наличными. В 2016 году 62% всех покупок в Японии были оплачены кэшем — так контролируют свои траты,
- многие используют систему Kakeibo (учёт доходов и затрат на бумаге),
- система государственных пенсий оказывает огромную нагрузку на бюджет,
- Япония занимает 1-е место в мире по количеству пенсионеров,
- Ожидаемая продолжительность жизни в Японии — 83 года, самая высокая в мире,
- Япония — одна из самых быстро стареющих стран (за последние 10 лет их средний возраст вырос на несколько лет),
- людей старше 60 лет сейчас в 2 раза больше, чем людей в возрасте 20-34 лет,
- компании практикуют пожизненный найм сотрудников,
- образование детей очень дорогое и имеет решающее значение для их предстоящей карьеры,
- дорогое жильё, медицинская помощь,
- опасаются стихийных бедствий,
- не принято выставлять своё богатство напоказ, а роскошь считается дурным тоном,
- пенсионеры, которые были молодыми в период бурного роста экономики (до 1985 года), привыкли к дорогим покупкам,
- продавцы дорогих вещей и автомобилей настраивают таргетинг на пенсионеров, а молодых обходят стороной, потому что спроса с их стороны нет,
- Uniqlo стал популярным брендом благодаря тому, что предложил бережливым японцам качественную и дешевую повседневную одежду,
- у японцев неприятие риска из-за перечисленных выше причин: кризисы, обвалы, стихийные бедствия,
- обвал японского фондового рынка и рынка недвижимости в конце 1980-х годов заставил японцев перестать верить в развитие фондового рынка, цифры приведу ниже,
- с 1990 года по 2003 год японский индекс Nikkei 225 упал на 80% с 38 900 до 7 500, потом рос до 18 300, потом кризис 2008 года и падение до 7 000, потом авария на Фукусиме в 2011 году,
- в конце 2012 года Nikkei 225 начал расти и до 23 360 на текущий момент,
- японская семья откладывает в виде сбережений более 15% доходов — в 3 раза больше, чем американская или английская.
По инвестициям завтра соберу воедино и опубликую.
Алексей Климюк,
474