Назад в будущее 4: крутое пике «Аэрофлота»
Я думаю, что если бы Роберт Земекис задумался над продолжением своей известной трилогии «Назад в будущее», то идеальным сценарием был бы готовый сюжет про ухудшающуюся на наших глазах ситуацию с российскими авиаперевозчиками.
Через несколько часов после того, как Владимир Путин объявил о начале СВО, высшее руководство ПАО «Аэрофлот» собралось в штаб-квартире авиакомпании на Арбате недалеко от Кремля.
В официальной части сюрреалистического заседания правления они обсудили бюджет флагманского российского перевозчика, не упомянув СВО или какие-либо риски, которые она может создать. Но в кулуарах некоторые руководители не нашли ничего лучшего, кроме ненормативной лексики, чтобы прокомментировать перспективы авиакомпании.
Через несколько дней генеральный директор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов, руководитель дочерней бюджетной авиакомпании «Победа» Андрей Калмыков и директор по стратегии и маркетингу «Аэрофлота» Андрей Панов добровольно покинули занимаемые ими посты.
За последние два десятилетия «Аэрофлот» достиг многого.
️Ему удалось превратиться из заурядной советской авиакомпании в отмеченного множеством международных наград авиаперевозчика, эксплуатирующего один из самых молодых парков коммерческих самолетов в мире. Теперь же его ждет будущее, очень похожее на его советское прошлое, поскольку самолеты Boeing и Airbus, находящиеся во флоте авиакомпании, отрезаны от поставок запчастей и послепродажного обслуживания.
️«Аэрофлот» был витриной путинского периода правления Россией, продемонстрировав, что государственная компания способна предлагать первоклассный сервис в конкурентной международной туристической индустрии.
После 24 февраля проблемы авиакомпании стали символом изоляции РФ. В результате воздействия беспрецедентных экономических санкций компания переключает свое внимание на внутренние рейсы и самолеты российского производства. Новые самолеты Boeing 737 MAX 8 и Airbus A350-900, которыми намеревались пополнить свой флот S7 Airlines и «Аэрофлот», разбирают как горячие пирожки турецкие и индийские авиакомпании. А о готовившемся грандиозном заказе «Победы» на 100 самолетов Boeing 737 MAX вообще можно забыть.
В марте в ответ на распоряжение Евросоюза о возвращении коммерческих самолетов, находящихся в операционном лизинге у российских авиакомпаний, владельцам – западным лизинговым компаниям, Путин санкционировал их конфискацию в пользу российского государства. «Аэрофлот», справедливо опасаясь ареста своих самолетов за границей, приостановил почти все международные рейсы – с тех пор он возобновил полеты в 13 стран мира по сравнению с 56 до начала СВО.
Недавняя ситуация с задержанием самолета Airbus A330 подчеркивает изоляцию. Самолет «Аэрофлота» был заблокирован на несколько дней в аэропорту Коломбо, даже несмотря на 100% гарантии со стороны правительства Шри-Ланки. В первую очередь такая проблема касается самолетов, принадлежащих иностранным лизингодателям, переведенных в российский регистр.
Я удивлен непрофессионализмом менеджеров «Аэрофлота», которые в погоне за прибылью, не смогли просчитать все риски.
️Во-первых, зачем они поставили на рейс самолет Airbus A330 с бортовым номером RA-73072, который находился в операционном лизинге, а не в собственности российской авиакомпании, к тому же он был с «двойной регистрацией», то есть, принудительно перерегистрирован в России.
️Во-вторых, странно было ожидать, чтобы Шри-Ланка, даже несмотря на переживаемый ей крупнейший в истории кризис и желания заработать на туристах из России, входящая в Британское Содружество, ослушалась решения Высокого суда Лондона.
И только вмешательство на уровне Министерства иностранных дел, а также приватные переговоры между руководителями «Аэрофлота» и лизинговой компанией Celestial Aviation Trading Limited, поспособствовали возвращению самолета 6 июня в Москву.
Продолжение ️
1827