Автора потянуло на воспоминания .
В 1984-1985 годах ГАЗ достаточно много машин поставлял в КНР и все это было на фоне серьезных разногласий с руководством Китая. Если кто не понимает - Китай это страна, где правит коммунистическая партия. Китайские коммунисты считали КПСС ревизионистами из-за политики Хрущева, который критиковал Сталина. Приход к власти Брежнева эту ситуацию не изменил. По телевизору крутили документальные фильмы про угрозу Китая. А маоист и маоизм были ругательными словами.
На этом фоне большое количество машин, которые шли в Китай меня шокировало. Почему-то у меня засела цифра 25% - ничего не скажу. На заводе мы работали не больше месяца. Более точные цифры экспорта в Китай надо искать в библиотеке - есть специальный справочник СССР тех годов.
Как же так - можно сказать почти вражеское государство, а мы им поставляем дефицитные Волги. Волга в те времена для советского человека была предметом недостижимой роскоши из серии личного вертолета сегодня.
В следующем 1984 году я уже попал на завод мостов грузовых автомобилей ( ЗМГА ) или так называемую девятую проходную ГАЗа - абсолютно новое производство, построенное уже после АвтоВАЗа в 70-тые годы. Главный конвейер ВАЗа смотрелся убогим сараем по сравнению с высокими и просторными корпусами ЗМГА.
Здесь я попал уже на конвейер сборки заднего моста ГАЗ-53 и опять с удивлением обнаружил большую долю мостов, которые шли на комплектацию грузовиков в Китай. На этих мостах специально краской писали КНР. Это делалось для улучшения качества сборки. Китай за качеством следил. А вот качество было мягко говоря плохим, а если выражаться нормальным языком, тем что был принят на конвейере, это был полный п..... и х..... Вот так одновременно.
Я это заметил еще на Волгах - половина (!) цеха окончательной сборки Волг ( уже подготовленный кузов соединяли с шасси и мотором ) занимал отгон - машины, которые надо было доработать после конвейера что бы она могла просто поехать .
Вот и мосты почему-то получались кривыми - мост, который сразу был в норме это было скорее исключение. Процентов 10% и вовсе снималось для доработки с помощью кувалды и той матери. Почему так получалось - загадка. Половину цеха занимало высокотехнологичное оборудование из США - новейшие токарные и сверлильные автоматы, сделанные в виде линий последовательной обработки деталей самого моста.
70-тые годы это годы Разрядки благодаря Леониду Ильичу и его мудрой политике. Члены Политбюро, которые прошли войну, весьма плохо относились к теме противостояния с Западом. Лозунг тех лет -"лишь бы не было войны". Воевать точно никто не хотел - в армии еще служили фронотовики.
Правда США воткнули СССР поправку Джексона-Вэнека, по ограничению торговли и она действует до сих пор по отношению к неким странам СНГ. Для России ее исключили в 2012, заменив на Акт Магнитского.
Но тем не менее - США поставляла в СССР высокотехнологичное оборудование для производства машин. Причем эти колхозные ГАЗ-53 подлежали мобилизации в армию, если бы она была объявлена. Поэтому на этих грузовиках стоял мотор который кушал бензин - от 66 до 92. Солярка нужна была танкам.
В цехе, где я работал на ЗМГА, было и оборудование СССР. Но смотрелось оно мягко говоря не очень, по сравнению с оборудованием из США. Видимо оно и давало плохое качество комплектующих для моста - конечного изделия.
В штатовское кидали литье и на выходе, без участия работника, уже выходило полностью готовое изделие. Уровень автоматизации был фантастическим. И все это было автоматизировано и управлялось компьютером. Наладчику надо было только менять инструмент и технологические жидкости в оборудовании. Компьютер правда был на интегральных схемах малой и средней интеграции, я его видел в шкафу, но это был компьютер, видимо сравнимый с СМ-1420. Вполне достойно для того времени.
Можно смело утверждать, что США тогда поставили самое современное оборудование из возможных. Меня сильно забавляли надписи на русском языке - переводчик был явно не русским. Это был нечто - так изумительно исковеркать русский язык .
Продолжение следует ....